olga_news (olga_news) wrote,
olga_news
olga_news

Categories:

Большой вальс

     Сейчас расскажу, как я люблю вальс.Возможно, темп вальса резонирует с какими-то внутренними колебаниями моего организма, но эта музыка кажется мне самой стройной, гармоничной и органичной. Так было с детства, сколько себя помню, и до сих пор при первых звуках вальса моя уже не юная спина сама распрямляется, плечи отводятся назад, тело, кажется, приобретает легкость, и оттянутый носочек уже готов сделать первое па, и дальше – по кругу, по кругу… Иногда мне это снится. Зимой.

Сон и не сон. Вы и я.
Падает музыка тихая,
медленно, бережно трогает нас,
мы осторожно вступаем в вальс.

Вальс и не вальс: лёгкий плен
танца, круженья огней и стен,
Ваших объятий, мгновений – как лет.
Глаз Ваших близких волнующий свет.

Свет и не свет. Ваша даль.
К Вам моей древней любви печаль.
Невозвращение милых времён.
Зимний томительный, трепетный сон.

     Люблю искрящиеся вальсы И.Дунаевского, сентиментальные и нежные – А.Грибоедова,  щемящий вальс Г.Свиридова из «Метели», будоражащий – А.Хачатуряна из «Маскарада», бесконечно готова слушать вальс Е.Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь». Но «У прекрасного голубого Дуная» и «Большой вальс» Штрауса, по которым, понятно почему, сходила с ума Вена, – главные вальсы всех времен и народов.

       С  «живой» музыкой  И.Штрауса я встретилась лет в шестнадцать  в Челябинском театре оперы и балета, который,  кроме опер и балетов, поставил три-четыре классические оперетты, в том числе, «Летучую мышь».  Такое состояние эйфории  и счастья случалось переживать еще несколько раз в жизни, но тогда было впервые. На мой ещё юный и невзыскательный вкус, там всё было прекрасно: оркестр, голоса исполнителей главных партий, декорации и костюмы, великолепный кордебалет в сцене бала у князя Орловского, сам князь с его знаменитой арией. Но когда сначала в увертюре, а потом на балу грянул «Большой вальс», было ощущение, что я рассталась с креслом и воспарила к расписному плафону потолка.

     Понятно, что когда в 1972 году вышел фильм «Прощание с Петербургом» Яна Фрида с созвездием прекрасных советских актёров, повествующий о любви Иоганна Штрауса и русской княжны, я тут же помчалась смотреть. Полтора часа наслаждения чудесной музыкой, чарующими пейзажами Павловска, красотой и благородством героев фильма оставили вместе с тем щемящее чувство грусти от несправедливости этого мира. Титул важнее таланта. Лицемерие власть имущих. Мать главной героини, провозглашающая: «Нам не хватает легкомыслия, господа. Мы только и хотим, что нести свой крест и страдать», в то же время  вовсе не собирается следовать этому тезису, а напротив, делает всё, чтобы «легкомысленный» выбор её дочери не состоялся, именно потому, что не хочет нести свой крест и страдать. Музыка, которой радо и сердце, и душа, и тело, названа в фильме легкомысленной «музыкой для ног», а самое обидное – что это подтверждено устами киногероя - самого автора музыки.  Но все эти драматические коллизии я отнесла на счёт «проклятого царизма». Мне не было ещё и двадцати, я искренне верила, что в нашей советской стране таким пережиткам места нет, а есть  равенство, братство, счастье и справедливость  для всех. Под музыку Иоганна Штрауса.

     Тут стоит отдельно сказать о голливудском фильме 1938 года «Большой вальс» с великолепной Милицей Корьюс в роли оперной дивы Карлы Доннер. Ошеломляющее впечатление этот фильм производил на тех моих ровесников, кто посмотрел его в детстве. Вот прекрасный текст об этом моей первой  френдессы и наставницы по ведению блога  https://helenova.livejournal.com/38644.html    
     Фильм  «Большой вальс», несомненно, являет собой  удивительное кружево из царственной красоты и таланта Милицы Корьюс и  божественного дара Иоганна Штрауса. Но мне он в детстве не попался, ко времени встречи с ним уже прошло перед глазами немало сверкающих  красавиц, и наших, и иностранных. От Милицы Корьюс в памяти остался только великолепный голос. Фильм для меня – прежде всего триумф вальса, сияющей, радостной музыки, рожденной любовью и впитавшей всю красоту окружающего мира.

     Между тем, не одна я прочно «подсела» на музыку И.Штрауса. Режиссёр Ян Фрид вслед за «Прощанием с Петербургом» в 1978 году экранизировал оперетту «Летучая мышь». На моё счастье. Сколько бы хвалебных эпитетов я ни отпустила режиссёру и операторам,  актёрскому составу, исполнителям арий, балету Ленинградского театра оперы и балета им. С.М.Кирова, оркестру – чересчур не будет. Этот фильм – из тех, что с любого места в очередной раз смотрю до конца с блаженной улыбкой, не в силах оторваться. А потом несколько дней намурлыкиваю:

Пью за чистых и нежных,
Пью за первый подснежник
Пью за юные ваши года,
Да-да, да-да, да-да!
Пью за ваши улыбки,
Пью за наши ошибки,
За весну без конца,
Да, за весну, да, без конца!
Эту чашу пью за дружбу нашу,
За огонь во взорах, за сердечный порох
Эту чашу пью за встречу нашу
За веселье до утра!!!

     Сейчас смешное напишу. Всё вышесказанное прошу считать увертюрой к собственно  тексту поста, теперь уже следующего.
Tags: впечатления, зрители, искусство, кино, классика, счастье, театр
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments